Александр Лукашенко предложил «смотреть, служил или не служил», при назначении на государственные должности. «Зеркало» изучило биографии тех, кого уже назначили на высокие посты. И похоже, многие из них не прошли бы предложенный «фильтр».

«Мужики должны служить»
30 июня во время принятия очередных «кадровых решений» Лукашенко заговорил об армии. Политик вспомнил, что когда-то сам туда «попросился» после окончания вуза, «хотя мог не идти». А также порассуждал о том, что «Родину защищать надо всем» и «мужики должны служить». И похоже, предложил новый критерий для отбора чиновников.
— У нас всеобщая воинская повинность. И к этому возвращаются на Западе очень многие государства, которые от этого отошли. Ну если всеобщая — так всем надо служить. Ну и при назначении, движении, перемещении людей надо смотреть: служил или не служил, — сказал он.
Лукашенко участвует в назначении и перемещении многих: премьер-министра, всего состава правительства, председателей и замов облисполкомов, городских и районных исполкомов. «Зеркало» изучило биографии тех, кто уже занимает высокие государственные посты, чтобы узнать: служили они в армии или нет.
Где служили первые лица?

Дмитрий Крутой, которому Лукашенко высказывал свои предложения, — в прошлом министр экономики Беларуси, а сейчас глава администрации политика. Судя по его официальной биографии, на срочной службе он не был: сразу после учебы в БГУ пошел в аспирантуру, а дальше началась его продолжительная карьера на госслужбе.
Премьер-министр Александр Турчин тоже не служил в армии в юности. В 90-е его биография в принципе не была похожа на путь будущего чиновника: не доучился в институте, два года числился безработным, дальше несколько месяцев работал сторожем, а после по знакомству стал директором магазина. Дальше закрутилось: Министерство финансов, райисполком, облисполком, правительство, плюс два высших образования.

Кстати, в 2023 году Турчин посещал сборы территориальной обороны, будучи главой Минской области. Тогда он был одет в форму территориальных войск. Официально эти войска «состоят из лиц, отбывших срок службы и находящихся в запасе». Можно предположить, что Турчин либо прошел службу на военной кафедре во время учебы в вузе, либо получил форму вне общего порядка.
Совет Республики возглавляет Наталья Кочанова — с нее спроса нет, для женщин служба не обязательна. Спикер палаты представителей Национального собрания — Игорь Сергеенко. В его биографии упоминается военная служба, еще в 1980-е он провел два года в Вооруженных силах СССР.
Кто из министров был в армии?
Всего в Беларуси 24 министра. В их числе одна женщина — министр труда и социальной защиты Наталия Павлюченко. «Зеркало» подсчитало: из остальных 23 на министерских должностях погоны точно есть лишь у шестерых.
Министр культуры Руслан Чернецкий рассказывал в интервью, что служил в армии в 90-е. По его словам, тогда это было непопулярно.
— Но я всем советую, дорогие молодые люди, вы обязаны просто сходить и отслужить в армии. Это лишним точно не будет. Во-первых, это дисциплина, то чувство субординации, которое в жизни всегда помогает. Когда ты это прошел на своей шкуре, когда ты понимаешь, что это и для чего это делается, то тебе легче потом в жизни. Если ты приходишь в какой-то коллектив, в котором есть свой уклад, сложившиеся правила какие-то, благодаря которым этот коллектив достаточно благополучно все эти годы живет и работает, и если ты не примешь, не поймешь, для чего нужны эти правила, и не примешь их, ты просто сойдешь с ума, — рассуждал министр.

С армией связана биография теперешнего министра информации Марата Маркова. В интервью журналу «Беларусь.Belarus» он рассказывал, что с детства хотел быть военным. В 1986 году он поступил в Минское высшее инженерное зенитно-ракетное училище (теперь это Военная академия Беларуси) и посвятил службе следующие 13 лет. Дальше была Администрация Лукашенко, телеканал ОНТ, где он добрался до наивысшего поста, и министерское кресло. Однако, по его словам, армейский опыт ему пригодился и «на гражданке».
— С 17 лет, с момента поступления в военное училище, у меня в зависимости от ситуации были в подчинении от тридцати до ста человек, — вспоминал он. — Должность заместителя командира взвода это определяла. И управленческие навыки очень пригодились с приходом на телевидение. Когда у тебя в подчинении большой коллектив творческих людей, которых организовывать нужно с учетом их индивидуальностей — это не может быть просто. Творческие люди часто, вы же знаете, считают себя гениями, что абсолютно нормально. Очевидно, что без лидерских качеств мне пришлось бы значительно сложнее.

У министра спорта и туризма Сергея Ковальчука — также военное прошлое. В 1989 году он окончил Одесское высшее артиллерийское командное училище, служил на Чукотке в России, дальше в 38-й отдельной гвардейской штурмовой бригаде в Бресте и Генеральном штабе Вооруженных сил Беларуси. А в 2004 году поступил в Службу безопасности Лукашенко — и остался там на 14 лет. Из охраны политика Ковальчук сразу перешел на министерскую должность.
Кстати, Ковальчук высказывался против массового освобождения спортсменов от армии.
— Спортсмен должен выходить на поле воином. Его задача — защитить страну, — говорил бывший сотрудник службы безопасности Лукашенко. — А из‑за того что многие от армии пытаются убежать, не проходили службу, в характере у них нет мужского начала.
Не сюрприз также, что погоны есть у глав силовых ведомств — министра юстиции Сергея Хоменко, министра обороны Виктора Хренина, глав МВД Ивана Кубракова и МЧС Вадима Синявского.
А вот у остальных «гражданских» министров в официальных биографиях служба в армии не упоминается. О тринадцати можно с уверенностью сказать, что на срочной службе они не были. Сразу после вузов будущие чиновники либо шли в аспирантуру, либо начинали работать. В их числе, к примеру, министр образования Андрей Иванец, министр здравоохранения Александр Ходжаев и министр иностранных дел Максим Рыженков.
Еще у троих служба не указана в официальной биографии, но в перечислении должностей есть пробел, когда они в теории могли побывать в армии.
Какой опыт у руководителей «на местах»?
Из шести председателей облисполкомов погоны есть у троих. Юрий Караев, который сейчас руководит Гродненской областью, в прошлом возглавлял МВД. Служба в армии также упоминается в официальных биографиях у главы Брестской области Петра Пархомчика и председателя Гомельского облисполкома Ивана Крупко.
Из председателей горисполкомов областных центров служба в армии не упоминается в официальных биографиях ни у одного.
Сейчас в каждой области есть такая должность, как помощник Лукашенко — инспектор. Раньше их занимали в том числе заметные силовики: к примеру, экс-глава КГБ Валерий Вакульчик помогал Лукашенко с Брестской областью. Но после недавних назначений все помощники по областям — гражданские. Из их биографий либо следует, что на срочной службе они не были, либо о них нет достаточно подробных данных.